Антигона

Что для нас значит античность? У Михаила Кузмина есть рассуждение, по которому для разных эпох античность была своего рода зеркалом. Творцы позднейших времен находили в наследии древности то, что было им особенно близко, так сказать, нерв собственных исканий. "Французы XVII века усмотрели в греках лишь три единства, двадцатый век - острый оттенок первобытности и клингеровскую осиянность далей..." Среди мастеров современной музыки Сергей Слонимский, пожалуй, больше всех других уделяет внимания образам античности, античной культуре.

Достаточно сказать, что масштабные сочинения, написанные на древнегреческие сюжеты, образуют в творчестве композитора целый пласт: балеты "Икар", "Аполлон и Марсий", опера "Царь Иксион"... В Капелле состоялась премьера оперы-оратории Слонимского "Антигона" по драме Софокла.

Премьера вызвала большой интерес - всякое новое произведение Слонимского ожидается с обостренным интересом. Постановка выполнена Александром Сокуровым, - альянс двух лидеров искусства нынешней России не мог не стать событием уже на "информационном" уровне. Сокуров создал выразительный спектакль - настолько, насколько это возможно в условиях почти концертного исполнения. Для дилетанта в его фильмах прежде всего поразительно визуальное, так сказать, живописное мастерство. И в "Антигоне" впечатлил максимум изобразительности, "говорящей" пластики, извлеченный из материала хора и четырех солистов. Так, основание органа превратилось как бы в стену древней постройки, органный пульт - в ризолит, вдоль которых хор располагался наподобие скульптурных групп, фризов...

"Антигона" - вещь, очень значительная художественно; в ней достигнута связь эпох, уловлена нить, соединяющая далекие культуры. А нить эта крайне редко дается в руки артистам, не ускользает лишь тогда, когда ей предназначается связать бусинки действительно важного, живого смысла.

Много говорят о "вечных темах" искусства, о непреходящем значении выраженных им ценностей, - вплоть до отдельных памятников и сюжетов. Но так ли понимались эти "темы" творцами древности, как мы понимаем их теперь? Что остается в них неизменным, что меняется при переходе из эпохи в эпоху? Само понятие драмы для греков классического времени было весьма отличным от нашего. Скажем, сюжет "Антигоны". История дочери выборного царя Фив Эдипа. История семьи, гонимой роком. Антигона предает погребению тело своего брата, павшего в бою, так как этого требовали законы благочестия, не говоря о личном сострадании. Но брат ее в погиб, выступив фактически на стороне врага, следовательно, оказался предателем отечества. Царь Креонт, по-своему вполне резонно, велел выбросить его тело хищникам, но Антигона преступает царский указ. Соблюдая благочестие и человечность, она нарушает долг гражданского повиновения, нарушает общественную справедливость. И Креонт приговаривает девушку к смерти - при том, что она невеста его сына. В итоге гибнут и Антигона, и царский сын, сам Креонт сражен отцовским горем и раскаянием... Заметим, в истории нет ни одного явного злодея, даже брат Антигоны становится предателем "по стечению обстоятельств". Отчего же все эти достойные люди терпят подобное бедствие? Да потому, что рок тяготеет над ними - с тех пор, как вполне иррациональная ненависть высших сил обрушилась на родителей Эдипа (по некоторым данным, несчастное семейство терпело от рока еще несколькими поколениями ранее).

Так ли это похоже на нашу драму с торжествующим либо наказанным злом, с игрой страстей, в значительной части порочных? В греческой классической драме было нельзя (или крайне нежелательно) выводить пороки, так как она являлась мощным воспитательным средством, целью драмы был катарсис - очищение через страдание (или сострадание) - оно достигалось через ужас перед последствиями вторжения рока...

Или античная музыка. Музыканты разных времен считали, что следуют принципам полумифических музыкантов древности. Для наших современников античная музыка - предмет мечтаний, образ небывалой красоты и стройности. И действительно, основные понятия, на которых зиждется европейская музыка, заложены в античную эпоху - эпоху прародителей. Мы имеем кое-какие понятия о том, какова была музыка Древней Греции, можем реконструировать ее, даже применять ее приемы в собственном творчестве. Но насколько плодотворен такой реконструктивный подход?

Сергей Слонимский - великолепный знаток античной музыки, всегда обращался к ней как артист-практик. Оперируя ее приемами и символами, он скорее создает некий образ великого музыкального былого, мечту о легендарном звуковом прошлом. В "Антигоне" эта линия достигает кульминации. Собственно, в "Антигоне" много стилевых отсылок к разным временам, что называется, "аллюзий". Стиль "Антигоны" - как зеркало телескопа, обозревающего большой сегмент музыкального неба. Но он цельный - не только потому, что почерк мастера ярко своеобразен. В нем есть система, которая и возведена на "мечте об античности". Скажем, многие хоры похожи на суровые древние песнопения, монологи - на декламации древних актеров. И оркестр порою уподобляется странным, довременным звукам арф и авлосов - звукам, которых мы в жизни своей не слышали. Но сестра Антигоны Исмена поет проникновенные мелодии, лиризм которых сродни городскому романсу, фанфары жестокого царя Креонта напоминают Берлиоза или Мейербера, Антигона следует на казнь под звуки симфонии, отмеченной печатью симфонизма Шостаковича... Дело в связующих звеньях. Когда итальянцы в эпоху Возрождения придумали оперу, они считали, что воскрешают античную драму (драму, в которой поют, а не говорят). И вот, монологи, разговоры персонажей у Слонимского апеллируют и к Ренессансу. В XIX веке романтики создали миф о песнях и "балладах" Возрождения - миф о чувствительном благозвучии, бряцании арф... В "Антигоне" сквозь трогательность городского романса также слышен романтический миф о ренессансной балладе, как в речитативах - ренессансный миф об античности... Одна эпоха грезит о предшествующей, та - о еще более ранней... Слышна тонкая связь музыкальных эпох - связующая нить, ведущая в неведомые, фантастично прекрасные античные лабиринты.

И античный ужас приобретает у Слонимского новое звучание, очень современное. Знаменитая хоровая песнь Софокла о том, что человек всего чудесней в мироздании, в "Антигоне" Слонимского - смысловая вершина. После нее - в финале оперы - жалко, бесконечно жалко всех этих героев, каждый из которых по-своему чудеснейший в мире. Жалко, что гибнут люди. И гибель их вызывает благотворный ужас.

Источник: karaokejazz.ne

Москва, Страстной бр. 8А  ЖАРА NIGHTCLUB
+7 (495) 136-43-02 (Заказ столов)
+7 (495) 650-45-56

купить mobil super 3000 5w 40 отзывы mobil super 3000 5w 40 отзывы интернет магазин автомасел