Балеты Чайковского и Юрий Григорович

Можно ли представить себе балетное искусство без «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского? Вот уже второе столетие они в числе самых любимых, самых посещаемых публикой, признанные классикой музыкального театра. Без них и сама история балетного жанра сложилась бы иначе. Нет, наверное, такой балерины, которая не мечтала бы о роли Одетты-Одиллии, Авроры или Мари, как нет такого театра, который не хотел бы иметь в репертуаре хотя бы один балет Чайковского. Музыка гениального русского композитора звучит на концертной эстраде, живет в несметном количестве аудиозаписей. О балетах Чайковского написаны десятки книг, брошюр, исследований. В последнее десятилетие в России изданы капитальные научные монографии о каждом из них. Однако пройдет время, и появятся новые труды, потому что длится жизнь балетных партитур Чайковского, возникают их новые театральные версии, предлагающие новый взгляд на то, что казалось общеизвестным.

Источник неослабевающего интереса таится в бездонной глубине гениальной музыки. Не случайно ее сценическая история похожа на приключенческий роман со множеством персонажей, группирующихся вокруг главных героев. У каждого балета – своя судьба, а в совокупности их театральная жизнь отражает процесс постижения музыки Чайковского, ее особой роли в развитии балетного театра.

Значение партитур Чайковского было понято далеко не сразу. Балетный первенец тридцатишестилетнего композитора «Лебединое Озеро» увидел свет рампы в Московском Большом театре 20 февраля 1877 года. Постановка Вацлава Рейзингера шла на сцене семь лет, выдержала 39 представлений, но особенного успеха не имела. Рецензенты премьеры сетовали на бедность хореографии, а музыку находили монотонной и скучной, несмотря на мастерскую инструментовку. Только критик Герман Ларош – друг Чайковского – назвал «Лебединое озеро» лучшим балетом, который он когда-либо слышал, восхищаясь «льющимися как из рога изобилия» мелодиями – «одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее», поражаясь тому, как неожиданно они обретают силу и мощь совсем не балетного пошиба, когда в Чайковском просыпается симфонист. Но даже близкий композитору критик не заметил новаторской сути первой подлинно симфонической балетной партитуры, открывавшей балетному театру невиданные прежде горизонты.

Известно, что композитор оценивал свой первый балетный опус критически и не особенно переживал за его сценическую судьбу. Но когда в 1888 году ему довелось услышать собственную музыку на спектакле, данном в его честь в Праге (исполнялся второй акт «Лебединого озера»), он записал в дневнике: «… Минута абсолютного счастья». А через три месяца получил заказ на музыку к «Спящей красавице».

Предложение исходило от директора императорских театров Ивана Всеволожского – знатока и любителя театральной старины, мечтавшего возродить на сцене нечто вроде пышной феерии времен Людовика XIV с музыкой в стиле Люлли и Рамо. Но композитора привлекли не зрелищные эффекты, а сам сюжет популярной сказки Шарля Перро – «чрезвычайно симпатичный и поэтичный». И, конечно же, Чайковскому, хорошо знавшему и любившему балет, импонировала идея сотрудничества с Мариусом Петипа – главой петербургского балета. Автор множества спектаклей, в числе которых «Дочь Фараона», «Дон Кихот», «Пахита», «Баядерка», снискал славу непревзойденного мастера крупных хореографических композиций (с участием кордебалета и солистов) и ювелирно отточенных женских вариаций. Но вряд ли семидесятилетний хореограф, вручая новому сотруднику подробно разработанный сценарий будущего балета (указаны были не только порядок и длительность номеров, но характер музыки вплоть до инструментов), предполагал, что премьера «Спящей красавицы» 3 января 1890 года ознаменует новый этап его творческой деятельности, да и всего балетного искусства.

Источник: www.simfonia.net

Москва, Страстной бр. 8А  ЖАРА NIGHTCLUB
+7 (495) 136-43-02 (Заказ столов)
+7 (495) 650-45-56

купить mobil super 3000 5w 40 отзывы mobil super 3000 5w 40 отзывы интернет магазин автомасел