Фортепианный звук и техника в джазе (проблемы джазового пианизма)

Вопрос о звуке и технике  на фортепиано в джазе всегда стоял и стоит остро – именно потому, что этот инструмент вообще не был создан для исполнения джаза. Его огромное преимущество перед другими клавишными инструментами начала 18-го века, которые были фактически щипковыми с клавиатурой,  заключалось в том, что на ф-но можно извлекать певучий звук; а поскольку изобретатель Бартоломео Кристофори – итальянец, то подход к певучести тесно связан с вокальной школой бельканто, возникшей также в 18 веке.

Об этой фортепианной шизофрении очень хорошо пишет один из важнейших джазовых критиков Йоахим Берендт в своей фундаментальной  книге  «Das Jazzbuch»:

С одной стороны: поскольку история джаза берет начала с рэгтайма, который явился  вначале чисто пианистическим типом музыки, постольку джаз начинается с рояля.

С другой стороны: в первых оркестрах, шествовавших по улицам Нью Орлеана, рояля не было... Возможно, вследствие только того, что невозможно было тащить за оркестром рояль; но, прежде всего, из-за того, что игра на нем не допускала джазового звукоизвлечения, которое могло бы заменить ранних Hot- Horns (духовики в раннем хот-джазе – Н.П.).

Вся история ф-но в джазе крутиться вокруг этого: «С одной стороны- с другой стороны».

С одной стороны: чем более используются пианистические возможности ф-но, тем менее инструмент способен выразить интенсивную горячую фразировку джазовых Hot- Horns.

С другой стороны: чем больше пианист перенимает джазовую фразировку, тем более явственно отбрасывает подлинные пианистические возможности своего инструмента – до такой степени, что для любого знающего, что означает пианистическая виртуозность в европейской музыке, это может выглядеть «пианистическим самоубийством».

Из всех методик обучения игры на каком-либо музыкальном инструменте фортепианная методика наиболее обширна и разработана. Существуют различные подходы к пианизму, связанные с традициями пианизма в разных странах – немецкая школа, французская, русская, английская. Американская фортепианная школа - если судить по контингенту выдающихся педагогов в истории школы Джульярд – наполовину русская, наполовину немецкая.

В тоже время невозможно практически говорить о какой-то специфической джазовой пианистической школе; чтобы ее создать, требуются исторические педагогические и методические обобщения, требуется обмен информацией по вопросам пианизма – точно таким же образом, как это делалось и делается до сих пор в области академического пианизма; в области джазового пианизма это не имеет место.

Источник: karaokejazz.ne

Москва, Страстной бр. 8А  ЖАРА NIGHTCLUB
+7 (495) 136-43-02 (Заказ столов)
+7 (495) 650-45-56

купить mobil super 3000 5w 40 отзывы mobil super 3000 5w 40 отзывы интернет магазин автомасел